ОАО Фундаментпроект
в началонаписать письмопоискпоиск
[Публикации]

Фундаменпроект. В тесном кругу профессионалов

Марк Абрамович Минкин

«Фундаментпроект» - проектная организация необычная - ее, скорее, можно отнести к разряду «Научно-производственных объединений» и «естественных монополий». Задачи, которые решаются специалистами этого института, зачастую являются уникальными – так, это работа на территориях вечной мерзлоты, поиск экономически приемлемых и технологичных решений для линейных объектов, внедрение новых материалов. Собственное производство установок для термостабилизации мерзлых грунтов, активные контакты с заводами и подрядными организациями, а также развитие своего строительного подразделения позволяет «Фундаменпроекту» успешно выступать в качестве подрядчика, оказывающего комплексные услуги по устройству фундаментов в особо сложных условиях. О работе и перспективах организации рассказывает генеральный директор института Марк Абрамович Минкин.

 

На нефтегазовой вахте

- Прошедший год оказался для нашего института весьма напряженным. Во-первых, мы прошли процедуру подготовки к акционированию, что потребовало немалых усилий по согласованию многочисленных документов. Во-вторых, и это главное, объем договоров по сравнению с 2005 годом вырос практически в два раза. Если в 2005 году было выполнено работ примерно на 200 млн., что также при нашей численности немало, то за три квартала 2006 г. – уже на 400 млн. руб., и похоже, что это не предел. В основном такой рост возник благодаря развитию проектов по строительству линейных сооружений нефте- и газотранспортных систем. Мы приняли участие в обосновании инвестиций проекта нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, разработав рекомендации по способу прокладки, инженерной защите трубопровода, мерам по стабилизации грунтов. Ряд предложенных нами технических решений был взят в качестве исходных данных для проектирования – рабочую документацию этого проекта сегодня разрабатывает консорциум ведущих проектных организаций нефтегазовой отрасли, таких как «Гипротрубопровод», ВНИИСТ, омский «ПИРС».

Также, на стадии обоснования инвестиций, мы подготовили серию инженерно-геологических и мерзлотных карт для проекта нефтепровода Харьяга – Индига на севере Ненецкого округа, и предложили предварительные инженерные решения по способам прокладки и инженерной защиты трубопровода.

Большой объем изыскательских работ выполнен для строительства газопровода Ямал – Ухта, как для трассы, так и для площадок, на которых разместятся компрессорные установки. В ближайшее время предстоит разработка мер инженерной защиты – уже на стадии проекта, и мы надеемся, что по этому объекту в перспективе выполним и рабочую документацию. Эта работа связана со строительством газопровода с полуострова Ямал, в Европейскую часть, с частичным прохождением через Полярный Урал. Нашими силами проработаны вопросы строительства пяти компрессорных площадок и нескольких участков трассы, где требуется инженерная защита от неблагоприятных процессов. Уже начались и в следующем году продолжатся работы по изысканиям для освоения Валанжинской залежи Заполярного месторождения. Как известно, на Заполярном сегодня освоена Сеноманская  залежь. Валанжинская залежь - более глубокая, и ее освоение требует реализации целого комплекса сооружений для добычи и поставки газа.

- То есть «Фундаментпроект» принимает участие и в таких задачах, как геологоразведка?

- Нет, мы работаем в пределах глубин, актуальных для устройства фундаментов – то есть в основном до 20-25 м глубиной. С задачами по глубокому бурению мы соприкасаемся тоже именно в части, касающейся фундаментов – в разрабатываемых с нашим участием Специальных технических условиях, ведомственном нормативном документе, есть раздел, посвященный обустройству площадок для добычи нефти и газа, как на период бурения разведочных скважин, так и затем для эксплуатационных сооружений и   устройств.

Большинство наших проектов имеет сегодня скорее инфраструктурное значение. В настоящее время компания «Нарьянмарнефтегаз» развивает комплекс для освоения месторождения Южное Хыльчую. Наша задача – разработка проекта фундаментов для мощной электростанции, находящейся в его составе. Фундаменты энергетического цеха, имеющего протяженность в несколько сотен метров, должны обеспечить надежную работу энергоустановки. Мы осуществляем ряд мер, в том числе термостабилизацию мерзлых грунтов.

Другой важнейший объект – это строительство резервуарного парка в составе Варандейского терминала  компании «ЛУКОЙЛ», где мы не только выступили разработчиками проекта, но и выполняем строительно-монтажные работы по устройству фундаментов для нефтяных резервуаров емкостью 50 тыс. куб. м. Работа непростая, мы впервые ведем строительные работы в таком объеме, причем при экстремальных условиях – это ветер, низкие температуры, пурга. Эти обстоятельства влияют и на организацию доставки грузов на место строительства, потому что возможности грузового терминала ограниченны, а объем завоза весьма значителен. Получается, что мы готовим вахту в течение полугода, а затем, доставив людей на место, буквально в течение нескольких  месяцев выполняем огромный объем работ. Мне самому пришлось выезжать на место строительства и лично испытать все сомнительные прелести этого проекта. Но, несмотря на все трудности, два фундамента подготовлены, уже завершается монтаж двойных резервуаров полистовой сборки. Сейчас мы работаем над устройством еще двух фундаментов. Уникальность проекта в том, что температура нефти, подготовленной к перекачке и залитой в резервуары, составляет примерно +60 град. С, а емкости размещаются на территориях вечной мерзлоты. Мы применили ряд технических решений, которые не позволят грунтам потерять свою несущую способность. Для этого используется горизонтальная термостабилизация, причем зимой наши устройства используют естественный атмосферный холод и работают в энергонезависимом режиме, а в теплое время года включаются компрессоры, и охлаждение грунтового массива осуществляется в принудительном режиме. Устройства помещены в насыпной грунт, над ними слой теплоизоляции из экструдированного полистирола теплоизоляции Урса XPS. Затем изолирующий слой, и лишь после этого – конструкция фундамента. Так как на этом объекте требуется взрывобезопасное исполнение всех устройств, нам пришлось доработать наши термостабилизаторы и провести их испытания на соответствие нормам.

Также мы приняли участие в проектировании трубопровода, соединяющего береговые емкости и вынесенный в море загрузочный терминал. Сложность этой работы была в том, что береговая линия осложняется мерзлотой, морской трансгрессией, движением льда. Мы выполнили корректировку типовых проектных решений по защите береговой линии с учетом всех осложняющих факторов.

- А почему не решили применить свайный фундамент под резервуарами –решение, опробованное на других нефтеналивных терминалах?

- Это в условиях Варандея невозможно, потому что под верхними слоями находятся так называемы криопеги – сильно засоленные грунты, которые даже при отрицательных температурах почти никакой несущей способностью не обладают. А грунты с высокой несущей способностью там залегают слишком глубоко. Поэтому нам и пришлось воспользоваться незасоленной верхней частью грунтов, стабилизировав ее и тем самым гарантировав несущую способность.

 

Лучшие друзья экологов

- Разрабатываете ли проекты перехода трубопроводов через русла рек, в том числе методом горизонтально-направленного бурения?

- Метод ГНБ применяется в основном на пересечении с большими реками или иными преградами, тогда как на мелких реках применяются в основном надземные переходы. В этом случае мы занимаемся укреплением опор, с тем, чтобы предотвратить размывание грунта вокруг. Недавно участвовали в экспертной комиссии, рассматривавшей различные варианты прокладки трубопровода в Байдарацкой губе – она достаточно мелководна, и существует вероятность повреждения трубопровоад льдинами – глубокое выпахивание дна. Поэтому глубина заложения трубопровода должна быть большой. Однако в основаниях козырьками представлена мерзлота, а воздействие трубы с газом, имеющим отрицательную температуру, может привести к намораживанию ореола и нежелательному воздействию на грунт. Это как раз тот пример, что охлаждение газа для транспортировки и распределения, принятое для Ямальских газопроводов, позволяет решить одни проблемы, но создает и другие.

- Сегодня растет роль экологического контроля за проектами, а также стадией строительства и эксплуатации. Насколько из-за этого фактора осложняется работа над проектами фундаментов?

- Экспертиза наших работ проводилась всегда, другой вопрос, что в условиях предельно сжатых сроков она могла быть менее тщательна, чем это требуется. Непосредственно наши работы проблема экологической экспертизы затрагивает в меньшей степени, потому что «Фундаментпроект» работает лишь над элементами комплексного проекта, а экологическую экспертизу проходит уже генеральный проектировщик. Другой вопрос в том, что данные изысканий, которые мы формируем и используем затем, а также наши решения по фундаментам, имеют зачастую решающее влияние на то, насколько надежным будет все сооружение. Отсюда – и то внимание, которое уделяют вопросам инженерно-геологического картирования наши заказчики. Например, когда В.В. Путин на совещании скорректировал трассу прохождения трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан в байкальском регионе, мы в самые сжатые сроки выполнили инженерно-геологическое картирование новой трассы – участка, проходящего по территории Якутии. Работа, которая вытекает из данных изысканий – это обеспечение мер, которые позволят, с одной стороны, минимизировать строительный «свинорой» с выемкой и замещением грунта, и сократить время и средства, но в то же время – обеспечить надежную работу оснований и фундаментов. Это меры по дренированию, стабилизации, оригинальные решения по устройству фундаментов.

 

Экономия движет прогрессом

- Какие НИОКР института, или хотя просто «идеи на стадии бурления», интересны сегодня для отрасли?

- Одна из таких работ – это технология «бескопочной прокладки» трубопроводов, которую разрабатывает наш сотрудник И.З. Гольдфельд. Специальная машина, разрезая слабый грунт, вдавливает в него плеть трубы, а если грунт скальный, то выпиливает блоки и в образовавшееся пространство опускает трубу. Разработка такой машины позволит существенно сократить расходы на земляные работы. Пока опытного образца не существует, и нас беспокоит, не является ли эта схема «игрой ума». Но обнадеживает, что в ходе недавнего обсуждения этого предложения в ассоциации «Стройтрансгаза» специалисты по строительству трубопроводов, ознакомившись со схемой работы такой установки и задав ряд вопросов, не нашли ни одного принципиального возражения против такой работы, и, напротив, высказали заинтересованность в продолжении разработок. Надеемся, что сможем получить средства на проработку технических решений и приблизимся к созданию опытного образца.

Другая группа работает над перспективными конструкциями фундаментов – так называемыми малозаглубленными. Это сравнительно компактные, то есть легко транспортируемые конструкции, которые могут изготавливаться в заводских условиях и доставляться на место строительства. Есть несколько модификаций такого рода изделий, некоторые из них освоены на Невьянском заводе реставрации труб. В качестве исходных материалов используются те же трубы магистральных нефте- и газопроводов, снятые с эксплуатации. Подсчеты показывают, что использование таких фундаментов может дать выигрыш по затратам в несколько раз по сравнению с традиционными решениями. На Харасавейском месторождении мы, вместе с представителями заказчика ООО «Надымгазпром», рассматриваем возможность применить такие малозаглубленные фундаменты в сочетании с термостабилизаторами.

Еще одно направление по снижению издержек – это разработка конструкций большепролетных ростверков – это позволяет снизить количество опор, уменьшить деформации, сократить материалоемкость конструкций. Эта разработка применима не только в трубопроводном транспорте, но перспективна также для автодорожного и железнодорожного строительства. «Сухой мост», как называют подобные решения в мире, позволит не только сохранить экологическую обстановку на севере, но и обеспечит эти территории круглогодичным транспортным сообщением.

- Насколько готовы к таким инновациям строители? Ведь чем проект дороже, тем он – увы – привлекательнее с точки зрения «освоения средств»… 

- Действительно, многие строители привыкли сотнями вбивать сваи, или делать выемку и отсыпать земполотно. Однако сегодня происходит перестройка этой психологии. Во-первых, за возможностью удешевить проект следят заказчики, и они, как минимум в порядке эксперимента, на отдельных участках, допускают внедрение инноваций. Следом за ними, к технологиям, позволяющим удешевить работу, присматриваются и строители, особенно если речь идет об экстремально тяжелых климатических условиях, а технология позволяет сократить трудоемкость. Интересно, что подрядчики положительно отзывались о наших технологиях, именно в том плане, что они позволяют отказаться от привычных свай. Но при этом, соглашусь с вашим вопросом, проект должен находиться под экономическим контролем, иначе предложения, направленные на снижение затрат, могут саботироваться.

- Вы отметили, что институт находиться в стадии акционирования. Как может измениться его профиль?

- Сегодня мы можем охватывать практически все отрасли хозяйства в части, касающейся устройства фундаментов для зданий и сооружений. В том числе в условиях вечной мерзлоты, сейсмики. Институт участвует в работе всемирного совета по криосфере Земли – организации, рассматривающей проблемы приполярных территорий. Не случайно сегодня мы оказались столь востребованы организациями нефтегазового комплекса.

Однако акционирование таит в себе один из соблазнов – какое-либо из крупных ведомств или финансово-промышленных объединений может предложить выгодные условия по вхождению в его состав, с гарантированным обеспечением работой. Если коллектив, способный работать на любом из объектов, сосредоточится на какой-то одной отрасли, то утратит универсальность. И в результате утраты такой универсальности проиграет не только сама организация и ее приобретатель, но и страна в целом – особенно если институт занимает лидирующую позицию. Поэтому мы осторожно относимся к такого рода развитию событий, предпочитая сохранять широкие возможности для приложения усилий.

В то же время необходимо обращать внимание на проблемы саморегулирования отрасли, особенно там, где последствия некачественной работы могут проявиться спустя годы. Попав в ситуацию конкуренции с коммерческими структурами, мы сталкиваемся, например, с такими случаями, когда заказчики, наняв случайный     коллектив для проведения изысканий, получают такие ошибки, что свидетельствует о полном отсутствии реальных работ на месте. Или другая ситуация – когда проектом предписано устроить буроопускные сваи, потому что температура грунтового массива отрицательная, а строители докладывают, что «отлично забилась» обычная свая. Значит, опять или ошибка изыскателей, или свая ушла неизвестно куда… От такой, казалось бы, мелочи убытки могут быть огромными. Удержать попытки такой экономии лицензированием не удавалось. Заменит ли эту систему сертификация системы качества, не знаю, но по крайней мере она заставляет привести в порядок бумаги и цепочку принятия решений – компания хотя бы знает, как нужно делать правильно. Поэтому, пожалуй, единственным действенным средством остается контроль общественных организаций, когда на уровне специалистов может быть определена добросовестная и недобросовестная, надежная и ненадежная организация. А это может быть сделано только в тесном кругу профессионалов.

Фундаменпроект. В тесном кругу профессионалов

Фундаменпроект. В тесном кругу профессионалов

Design by 
© «Фундаментпроект», 2005—2013
Наш адрес:
125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д.1, стр.1
Е-mail: fund@fundamentproekt.ru
Телефон: (499) 158 0481; факс: (499) 158 3078
Как к нам проехать, можно посмотреть на схеме проезда